128.
Speedy Gonzales
(22.06.2003 05:15)
0
Т МОСКВЫ ДО ПИТЕРА И НЕ НАОБОРОТ. В 60-х рок-группы в СССР делились на три вида: 1."Клоны" западных рок-групп, которые ничего не сделали для развития русского рока. 2.ВИА. Легализированные худсоветом ансамбли, которые пели на русском то, что им разрешит этот самый совет, и которые тоже ничего нового не сделали, а в основном переводили англоязычные хиты или пели низкопробные совковые бит-песни. 3.Подпольные группы, которые пели свободно от души то, что им хотелось. Мечтали когда-нибудь понравиться худсовету, но петь только то, что они сами пожелают. Они и были творцами русского рока. Первая в этом плане группа была МАШИНА ВРЕМЕНИ. Злитесь фаны АКВАРИУМА, КИНО, ДДТ и прочего, но это правда. Макаревич и Кутиков повлияли на всех без исключения. Алексей Романов начал писать песни только тогда, когда пришел в МАШИНУ ВРЕМЕНИ в 1974-м. Именно это его и вдохновило развивать рок-н-ролл в СССР. Константин Никольский, который всегда отличался осторожностью и здравым умом, отказался от того, чтобы идти путём МАШИНЫ ВРЕМЕНИ. Он играл сначала в "клон"-группе АТЛАНТЫ, а потом в ВИА ЦВЕТЫ. Несмотря на то, что его "Музыкант" был написан в 1969-м, мир его услышал только в 1979-м в исполнении ВОСКРЕСЕНИЯ, которые сами были почти МАШИНОЙ ВРЕМЕНИ(Романов, Кавагое, Маргулис-экс машинисты + брат Макаревича - Алексей). ВЫСОКОСНОЕ ЛЕТО стало рок-группой лишь в 1976-м, когда в группу пришел Кутиков. В результате развала этой группы образовались АВТОГРАФ и РОК-АТЕЛЬЕ. В 1981-м Гребенщиков выпустил "Правдивую автобиографию "Аквариума", в которой он пишет: "Основные влияния на мою музыку оказали: Beatles, Harrison..., помимо вышеперечисленных на меня влияли Клячкин, Окуджава, Вертинский, Макаревич." Весь питерский рок (ДДТ, ЗООПАРК, КИНО, РОССИЯНЕ, АЛИСА) - результат влияния АКВАРИУМА, который как было упомянуто поддался влиянию МАШИНЫ. Первым саунд-продюсером(то есть человеком, который придумывает звучание для группы) бит-квартета СЕКРЕТ и БРАВО был Александр Кутиков. А свердловский рок и прочие, кого не упомянул, были результатом влияния вышесказаных. Итак, весь русский рок выходит из музыки МАШИНЫ ВРЕМЕНИ. Но давайте теперь копнём МАШИНУ, а именно творчество МАКАРЕВИЧА. Макаревич до того, как услышал битлов уже тогда играл на гитаре и пытался что-то писать. А что он играл? Он играл авторскую песню, а именно Булата Окуджаву. Несмотря на то, что он посвящал свои песни Высоцкому, лидер Машины Времени заявлял, что Высоцкий не оказал на него никакого влияния. Вообще русский рок действительно крепко связан с авторской песней. А всё начинается здесь с поэзии СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА(сами понимаете: Гумилёв, Ахматова, Пастернак и т.д.)Обратите внимание также на то, что в 70-х и 80-х на своих концертах МАШИНА ВРЕМЕНИ очень часто читала со сцены именно стихи Серебряного века. Позже некие ребята, мы их называем бардами, решили на подобные стихи накладывать мелодию.Так появилась авторская песня. Особо здесь в 60-х выделился БУЛАТ ОКУДЖАВА. Стоит обратить внимание, что ВЫСОЦКИЙ тогда ещё пел в основном "блатняк". А это, как не крути, трудно назвать авторской песней. Представьте 16-летнего парня, который влюблён по уши в бардовскую музыку и внезапно услышал БИТЛЗ. Естественно раняя психология и мировозрение уже не меняется, но происходит смешание двух разных видов музыки. Авторская песня много внимания удиляет стихам и имеет незамысловатые переборы аккордов. Биг-бит, который является смесью американского рок-н-ролла и английской поп-музыки, много внимания удиляет музыкальному оформлению, например, обязательное присутствие соло-гитары. А тексты особого смысла не имеют. И ещё важный момент - в 60-х бардовская песня исполнялась на 7-струнной гитаре, а рок-н-ролл на 6-струнной. Так появился русский рок. Я бы даже подчеркнул, что московский чистый рок. А питерская разница в том, что их папаша Гребенщиков, к всему вышесказанному добавил блатную песню Высоцкого. Он оттуда взял незамысловатые блатные аккорды. Это заразило весь питерский рок, как эпидемия. Интересно, что это не характерно для МАШИНЫ, ВОСКРЕСЕНИЯ, БРАВО и прочих московских ансамблей. Исключением могут стать лишь Сукачёв и группы созданные после 1984-го. Почему у людей при слове русский рок возникают ассоциации с Питером? Потому что те самые незамысловатые аккорды, которые впитались в питерский рок через "блатню", являются Am Dm E. Эти же аккорды очень часто строят бардовскую мелодию. А это ничто иное как наши родные русские народные частушки. В отличие от стандартного рок-н-ролла, где тоже используется три аккорда, - A D E. Именно эти аккорды используются Чаком Берри, Карлом Перкинсом, Элвисом Пресли. И именно эти аккорды используются старыми московскими ансамблями. Что такое бард-рок? Я слышал много разных определений. И что мол рок, который имеет текстовую нагрузку, но есть более правильное определение. Бард-рок - музыка, которая имеет границы от джаза и рок-н-ролла до панка и хард-рока, основанная на традициях авторской песни. Ввели это понятие в 1979-м по причине, чтобы определить в каком всё-таки стиле играет МАШИНА ВРЕМЕНИ. А потом начали использовать, чтобы подчеркнуть особенность русского рока. Иностранцы не понимают эту музыку. Сколько не пытался просунуть её в США БГ, он возвращался с криками, мол основная мысль в России. В Японии в 80-х рок-клубы из русского рока принимали только МАШИНУ ВРЕМЕНИ и БРАВО. В своё время я сам пытался приобщить знакомых немцев к нашему року. Моё удивление было, когда оказалось, что единственное, что им понравилось (среди АРИИ,АКВАРИУМА,НАУ,КИНО и прочих) были песни МАШИНЫ ВРЕМЕНИ из альбома ВНЕШТАТНЫЙ КОМАНДИРЪ ЗЕМЛИ. А отьезжая на родину они купили себе и друзьям диски бит-квартета СЕКРЕТ. И даже на родине распевали ПРИВЕТ. Порой наблюдая за подобным, я думаю, то ли это действительно, как говорит БГ, главная умная мысль в России, то ли это мы уж черезчур серьёзны к рок-н-роллу. Speedy Gonzales
|